Публикации и статьи
28.03.2024
Регистрация прав и получение выписок из ЕГРП в электронном виде – Росреестр становится все ближе

Недвижимое имущество имеет большую социально-экономическую ценность и является одним из наиболее важных объектов гражданского права. Поэтому ключевым моментом при проведении операций с недвижимостью является оформление прав на нее.

Регистрация недвижимости
Права на недвижимое имущество в Российской Федерации оформляются путем проведения государственной регистрации прав и сделок. Регистрация является и единственным доказательством существования права на данное имущество. Оспорено зарегистрированное право может быть только в судебном порядке, что создает презумпцию его законности.
Согласно ГК РФ (статья 131) регистрация – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Российским законодательством установлены следующие виды регистрации: регистрация прав, регистрация сделок, регистрация ограничений (обременений).
Вопросы регистрации определяются Федеральными законами №122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и №102-ФЗ от 16 июля 1998 года "Об ипотеке (залоге недвижимости)", а также рядом других нормативно-правовых актов.
Обязательной процедурой государственная регистрация в настоящий момент не является и носит заявительный характер (для ранее возникших прав). Тем не менее, в отдельных случаях (например, при покупке недвижимости, регистрации права собственности на новые объекты) законодательством установлена зависимость прав на объект недвижимости от момента их регистрации. Если имущество по закону должно быть зарегистрировано, то пока это не выполнено, прав на него нет. 
Процесс государственной регистрации сделки предполагает внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр прав и сделок с недвижимым имуществом (ЕГРП). После этого сделка считается завершенной. Если права на имущество не были зарегистрированы надлежащим образом, то по закону распоряжение данным имуществом невозможно. 
Датой государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является дата внесения в ЕГРП соответствующих записей. Правовые последствия считаются наступившими с этой даты: договор признается заключенным, у приобретателя имущества возникает право собственности и т.п.
Регистрируются государством следующие права на недвижимое имущество: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, ипотека, право пожизненно наследуемого владения, сервитут, доверительное управление, аренда, сделки с землей и другим недвижимым имуществом. Регистрация необходима и в ряде других случаев, предусмотренных законодательством. 
Права на жилые помещения, возникающие после заключения договоров социального или коммерческого найма, безвозмездного пользования недвижимым имуществом (кроме срочного пользования земельным участком на срок более 1 года), аренды зданий и сооружений на срок менее 1 года, государственной регистрации не подлежат.
ЕГРП и его структура
ЕГРП представляет собой крупнейший информационный ресурс, содержащий наиболее полные сведения о правах (существующих и прекращенных) на объекты недвижимого имущества. Здесь же хранится информация о существующих объектах, правообладателях, наличии обременений и арестов, наложенных на имущество, и ряд других сведений.
ЕГРП имеет строго определенную структуру. Он состоит из разделов, которые содержат записи о каждом объекте недвижимого имущества. При регистрации прав на объект открывается новый раздел. Его идентификатор – кадастровый или условный номер объекта. 
Расположены разделы согласно принципу единого объекта недвижимого имущества. Это означает, что раздел с информацией о зданиях, прочно связанных с землей, располагается непосредственно за разделом с информацией о данном земельном участке. Раздел с информацией о квартирах или иных помещениях, входящих в состав здания, следует за разделом об этом здании.
Вся информация в ЕГРП подлежит постоянному хранению. Уничтожение или изъятие каких-либо документов, а также их частей из него не допускается. Сроки хранения информации и порядок ее передачи в государственные архивы на постоянное хранение определяются органами нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Ведение ЕГРП осуществляется на основе Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права, возникшие до вступления в силу данного закона, признаются юридически действительными. Зарегистрировать их можно по желанию правообладателя.
Росреестр
Сведения из ЕГРП являются общедоступными и открытыми. Они предоставляются любому лицу органом, выполняющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в объеме и за плату, установленные законодательством.
В настоящее время таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Ведение ЕГРП подразумевает проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 
До 2008 года Росреестр носил название Федеральной регистрационной службы. Он заменил собой ранее существовавшие Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. 
Росреестр выполняет работу по организации единой системы кадастрового учета недвижимости, поддержанию инфраструктуры пространственных данных РФ и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Он помогает гражданам при регистрации прав на недвижимость, определении границ земельных участков и выполнении кадастровой оценки недвижимости.
Помимо ведения ЕГРП Росреестр осуществляет ведение:
— Единого государственного реестра саморегулируемых организаций (ГРСО);
— Государственного кадастра недвижимости (ГКН);
— Государственного каталога географических названий;
— Сводного государственного реестра арбитражных управляющих.
Государственный кадастр недвижимости содержит сведения об объектах недвижимого имущества, подтверждающих их существование. Для этого указываются характеристики, позволяющие определить недвижимость как индивидуально-определенную вещь. В кадастр также вносятся иные сведения о недвижимости, в том числе и те, которые подтверждают прекращение ее существования.
В Росреестр поступают документы о постановке на кадастровый учет и запросы о выдаче информации из ГКН и ЕГРП. Для повышения качества оказания государственных услуг выполняется поэтапный переход на их предоставление в электронном виде. Росреестр отвечает за регулирование электронной очереди на предоставление данных услуг и за размещение в Интернете публичной кадастровой карты.
Публичная кадастровая карта
Публичная кадастровая карта – это справочно-информационный сервис, необходимый для предоставления гражданам сведений из Государственного кадастра недвижимости. Круг лиц, которые имеют доступ к этой карте, неограниченно широкий.
Кадастровые карты являются тематическими картами, составленными на общей картографической основе. Исходными данными для создания таких карт служат сведения из Государственного кадастра недвижимости. На них в текстовой и графической форме воспроизводятся кадастровые сведения. Кадастровые карты бывают: публичные, дежурные, территорий муниципальных образований и территорий субъектов РФ.
Для публикации кадастровых карт в Интернете используется единая электронная картографическая основа. Она содержит информацию, разрешенную к открытой публикации. 
На данный момент Публичная кадастровая карта не является полной, поскольку в ней не отражена информация обо всех имеющихся объектах. В настоящее время в кадастр занесено около 16 миллионов объектов капитального строительства, расположенных в 12 регионах страны. Их оценка была проведена в 2011 году. Сейчас вносятся данные по остальным 29 регионам, что составляет примерно 50 миллионов объектов. По оценкам Росреестра, общее число объектов по стране составляет приблизительно 90 миллионов. До конца 2012 года планируется полностью завершить кадастровую оценку домов и других строений.
Выписка из ЕГРП
Для законного оформления всех видов сделок с недвижимостью (покупки, продажи, аренды, залога, передачи в наследство) требуется получение выписки из ЕГРП. Выписка из ЕГРП содержит полный набор сведений об объекте жилой или нежилой недвижимости: описание объекта, кадастровый номер, информацию о собственниках, местонахождении объекта и его площади, зарегистрированные права, информацию о требованиях, заявленных в судебном порядке.
Выписка из ЕГРП является главным подтверждением наличия (отсутствия) права, обременения, ограничений. Таким образом, она позволяет гражданам проверить юридическую чистоту имущества и защитить себя при совершении сделок с недвижимостью, получив информацию об объектах, расположенных на территории страны. 
Перед покупкой имущества такую выписку нужно потребовать у продавца. Желательно, чтобы выписка была получена недавно – это подтверждает актуальность содержащейся в ней информации. Если продавец отказывается предъявить данный документ, обратившись в ЕГРП, его можно получить самостоятельно, однако она будет не полной.
ЕГРП предоставляет несколько типов выписок. Они отличаются назначением и типом информации. Наиболее часто запрашиваются выписки о правах на недвижимое имущество. В этом документе содержится информация о законных владельцах жилья, их числе и долях собственности. Также в ЕГРП можно получить выписки о переходе прав на недвижимость, о признании частичной или полной недееспособности правообладателя, о содержании правоустанавливающих документов, о правах конкретного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.
Собственник недвижимости может получить следующие дополнительные сведения о принадлежащем ему объекте:
— информацию о ранее зарегистрированных правах на данное недвижимое имущество и их переходе от одного правообладателя к другому;
— общие сведения о правах отдельного лица на принадлежащие ему объекты недвижимого имущества;
— сведения о лицах, получавших информацию о данном объекте недвижимого имущества;
— содержание правоустанавливающих документов.
Получить и предоставить выписку необходимо в определенные сроки. В настоящее время переговоры по сделкам с недвижимостью, как правило, не начинаются без предварительного получения выписки.
Для получения выписки из ЕГРП следует заполнить заявление установленного образца о предоставлении информации, направить его и пакет документов в регистрационную службу по месту нахождения объекта недвижимости и оплатить государственную пошлину. Размер пошлины зависит от того, кто получает выписку – физическое лицо или юридическое.
Для получения информации из ЕГРП запрос в Росреестр можно направить разными способами:
— написать заявление при личном посещении, предъявив удостоверение личности;
— послать заявление в письменной форме по почте, приложив к нему нотариально заверенные подпись заявителя и копии прилагаемых документов;
— направив по электронной почте запрос в виде электронного документа, заверенного цифровой подписью заявителя.
Заказать выписку можно и через портал Росреестра (portal.rosreestr.ru). Зная точный адрес объекта или его кадастровый номер, здесь можно получить общую информацию о нем. Формы запросов отличаются для физических и юридических лиц. 
Если запрашиваемые сведения отсутствуют в ЕГРП или их предоставление не допускается в соответствии с российским законодательством, то орган, производящий государственную регистрацию прав, в установленный срок выдает обоснованное решение об отказе в выдаче или сообщает об отсутствии запрашиваемых сведений. Заявитель может оспорить решение об отказе в судебном порядке.
Услуги Росреестра через Интернет
Недавно был запушен новый, усовершенствованный сайт Росреестра (www.rosreestr.ru). Он объединил информационные возможности ранее действовавшего сайта и возможности получения услуг в электронном виде, которые были реализованы на портале Росреестра. Главными критериями при его создании были простота и удобство для пользователей. Теперь гражданам доступны такие возможности, как:
— подача заявления о регистрации прав на недвижимость;
— постановка объектов недвижимого имущества на государственный кадастровый учет;
— предварительная подготовка данных для регистрации прав на недвижимое имущество;
— получение справочной информации об оказываемых услугах и перечнях необходимых документов;
— получение шаблонов электронных документов;
— проверка электронного документа;
— получение информации о размерах пошлин и графике приема в офисах Росреестра;
— онлайн-запись в любой из офисов Росреестра.
Для получения этих услуг нужно воспользоваться разделом «Государственные услуги». 
Новый сайт предоставляет пользователям публичную кадастровую карту, где можно получить информацию о каком-либо земельном участке. Для этого необходимо ввести кадастровый номер или адрес объекта и выполнить поиск. Если земельный участок уже внесен в кадастровую карту, то он отобразится на ней. Также будет указана общая информация о нем – площадь, категория, статус и кадастровая стоимость.
Регистрация прав в электронном виде
Поскольку услуги по регистрации прав на недвижимость теперь предоставляются в электронном виде, то зарегистрировать необходимое имущество можно не выходя из дома. Для этого нужно послать в органы Росреестра заполненное электронное заявление вместе с договором о приобретении недвижимости и перечень требуемых документов. Все направляемые документы должны быть заверены электронной подписью. Если для регистрации понадобится информация из других источников, Росреестр самостоятельно выполнит ее проверку.
С 1 июля 2012 года Росреестр при предоставлении государственных услуг перешел к осуществлению межведомственного информационного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и их подразделениями, которые также оказывают государственные услуги без участия заявителя. Благодаря этому список представляемых гражданами документов значительно сократился. 
При подаче заявления в Росреестр или Кадастровую палату заявитель имеет право не представлять документы, получаемые в других федеральных органах исполнительной власти. К таким документам относятся выписки из ЕГРП и ЕГРЮЛ, справки, лицензии, разрешения и т. п. Документы личного хранения (паспорт, удостоверения личности, документы воинского учета, свидетельства регистрации актов гражданского состояния и т. п.) необходимо предоставлять самостоятельно.
За свидетельством о регистрации права на недвижимость ее покупатель может не приходить в органы Росреестра, поскольку подтверждением его прав является не бланк свидетельства, а наличие записи в ЕГРП.
Заключение
В настоящее время приоритетным направлением развития государственных служб является их перевод на «электронные рельсы». Все больше услуг становятся доступными через Интернет, а введение информационного взаимодействия между ведомствами избавляет граждан от необходимости собирать документы по разным инстанциям. Это имеет немалое значение, поскольку сокращается время предоставления услуг и повышается их качество.

Источник  Realto.ru

все статьи »