На рынке коммерческой недвижимости появляются новые
оригинальные форматы: коворкинги, аутлеты, креативные пространства, тайм-кафе,
фаблабы, хакспейсы. Это говорит о том, что рынок недвижимости идет в ногу со
временем.
Привычные современные форматы общественных заведений,
которые нас окружают, когда-то были новыми для рынка. Так, в 1690 году в Париже
открылось первое в Европе кафе, которое было диковинным местом для публики. В
1719-м свои двери распахнул первый публичный музей в России – Кунсткамера, куда
людей приходилось заманивать спиртными напитками и закусками. В 1994 году в
Лондоне появилось первое интернет-кафе. А первый капсульный отель, формат
которого только начинает свое развитие в России, был открыт в Осаке (Япония) в
1979 году.
Третье место
В наше время в крупных мегаполисах появляются оригинальные
общественные заведения, такие как коворкинги, тайм-кафе, фаблабы, хакспейсы и
креативные пространства.
Все эти общественные заведения можно объединить американской
социологической концепцией третьего места. Это понятие было введено
американским социологом Рэем Олденбургом, который определил первое место как
дом, второе – как работу, а третье – как
нейтральное, комфортное многофункциональное пространство для общения, встреч с
друзьями и коллегами.
Такие третьи места сейчас становятся особенно популярными.
Люди с удовольствием посещают заведения, в которых есть уютная атмосфера,
приятный и иногда уникальный дизайн помещений, где можно общаться с другими
интересными людьми, где помимо привычных
функций есть большой выбор дополнительных опций, таких как Wi-Fi, игры, книги,
залы для мастер-классов, комнаты для переговоров. Петербург может похвастаться
наличием новых общественных и культурно-досуговых заведений, где люди могут не просто встречаться, общаться,
творить, но и работать.
Коворкинг
К новым пространствам с совершенно новой концепцией можно
отнести коворкинги – места, где участники, оставаясь независимыми и свободными,
используют общее рабочее пространство. Основными преимуществами коворкингов
перед стандартными офисами и домом являются экономичность, наличие
инфраструктуры, возможность налаживать связи при работе, креативная атмосфера.
В коворкингах любой может арендовать рабочее место как на
час, так и на месяц. Имеется доступ к офисной орг-технике и Wi-Fi. Рабочие
пространства дополняются кухнями,
некоторые предоставляют клиентам комнаты для переговоров. Коворкинги популярны
среди фрилансеров, удаленных сотрудников, переводчиков, программистов, дизайнеров
и начинающих предпринимателей.
В Санкт-Петербурге насчитывается примерно полтора десятка
коворкинг-центров (включая офисы и инкубаторы). Более половины из них
располагаются в Центральном районе города вблизи станций метро. Центр
выбирается не случайно: здесь проходит основная деловая жизнь города, в старом
фонде есть недорогие помещения для аренды. Большинство коворкингов невелики –
не более 100 кв. м, однако есть крупные центры («Зона действия», «Мансарда»),
рассчитанные на 80-100 человек. Аренда рабочего
места в коворкинге варьируется в зависимости от типа размещения –
фиксированного или плавающего. Средняя стоимость аренды места (в пакет также
входят пользование оргтехникой, Wi-Fi, комнатой для переговоров и кухней)
составляет 5-6 тыс. рублей в месяц.
Несмотря на закрытие многих коворкинг-центров первой волны и
постоянные заявления о неприбыльности, коворкинг-движение развивается. По
данным ведущего коворкинг-издания DeskMag, c октября 2010 года по октябрь
2012-го число коворкинг-центров в мире увеличилось с 600 до 2 тыс. 72. Россия не
отстает, и новые места продолжают открываться.
Однако в России все еще не сформировалось окончательное
понимание, что такое коворкинг. Под таким названием предлагаются как офисы с
почасовой арендой и бизнес-инкубаторы, так и помещения для работы в домашней
атмосфере. Но все больше предпринимателей, открывающих коворкинги, создают
некий симбиоз этих трех понятий. В Петербурге в качестве коворкингов
предлагаются как стандартные офисы компании «Офис-М», так и бизнес-инкубаторы
«Игрия» или SumIT, где необходимо проходить отбор для возможности участия.
Тайм-кафе
Тайм-кафе – это российское «изобретение». В других странах
такого формата не существует. Считается, что тайм-кафе появились раньше
коворкингов, что и спровоцировало развитие последних. Тайм-кафе предоставляют
клиентам бесплатный доступ в интернет, незатейливое меню с набором еды и
напитков или возможность принести еду с собой, настольные игры, книги, прочие
развлечения. Основная характеристика тайм-кафе – почасовая оплата, при этом
существует лимит в 500-600 рублей. Тайм-кафе нацелены на молодых позитивных
людей, которые любят собираться вместе, но на которых давит формат обычных кафе
и ресторанов.
В Санкт-Петербурге существует 15 тайм-кафе, схема работы
которых одинакова: первый час стоит 2 рубля в минуту, со второго часа стоимость
снижается до 1 рубля. Почти все тайм-кафе расположены в центральных районах
города, которые наиболее популярны для проведения свободного времени у
молодежи.
Креативные
пространства
Креативные
пространства стали активно развиваться с ростом популярности редевелопмента
промышленных территорий. Креативные пространства в Санкт-Петербурге
представлены несколькими проектами – от пары этажей до целых промышленных
зданий и исторических особняков. Креативное пространство может выполнять
множество разных функций – от офисного центра до выставочного комплекса, от
магазина до места для мастер-классов. Однако начинают формироваться
характеристики креативных пространств. Чаще всего это единые свободные
пространства с минимальной отделкой или в стиле лофт, объединяющие людей разных
творческих профессий в креативной среде. Креативные пространства уже занимают
определенную нишу в коммерческой недвижимости – под них готовятся здания,
«затачиваются» новые проекты.
Владелец одного из креативных пространств в Москве продает
своим арендаторам помещения, выделяя их в класс F – офисы, не поддающиеся
стандартной классификации. Упор здесь делается на расположение в арт-кластере и
креативную атмосферу.
Аутлеты
Что касается прочих новых типов культурно-досуговых
заведений, то из всех выделяются аутлеты. Первые аутлет-центры появились в 1930
году в США. Они представляли собой магазины при фабриках, продававшие свою
продукцию по сниженным ценам. В 1974 году открылся первый мультибрендовый
аутлет в Пенсильвании. Расцвет аутлетов произошел в конце 1990-х годов. В
настоящее время в Европе имеется более 200 аутлет-центров. Аутлеты могут
представлять собой шопинг-моллы, дизайнерские деревни, фабричные аутлеты или
большие ритейл-парки.
Средняя площадь аутлетов составляет 20 тыс. кв. м. Чаще
всего аутлет-центры располагаются за пределами больших городов вдали от прочей
застройки. Скидки в аутлетах составляют от 30 до 70%. В таких центрах продаются
как остатки коллекций различных дизайнеров, так и специальные коллекции,
создаваемые для аутлетов.
В России первый аутлет появился в Москве в 2012 году (Outlet
Village Belaya Dacha), второй открылся летом 2013-го (Fashion House). Outlet
Village Belaya Dacha выполнен в виде дизайнерской деревни, в то время как
Fashion House – в виде торгового центра. В 2014 году планируется открытие
первого аутлета в Санкт-Петербурге. Однако современные российские аутлеты
существенно отличаются от зарубежных, где культура такой торговли
устанавливалась десятилетиями. Но в будущем и российские аутлеты при грамотном
управлении смогут удовлетворять потребности покупателей.
Штучный товар
Помимо уже выявленных новых третьих мест существуют такие
оригинальные форматы, как фаблабы, хакспейсы, специализированные библиотеки и
клубы для дизайнеров. В Санкт-Петербурге пока работает пара фаблабов для людей
с оригинальными идеями, требующих исполнения. Фаблабы предлагают своим
пользователям несколько видов станков и прочего инженерного оборудования для
создания прототипов или просто полезных вещей. Сейчас фаблабы финансирует государство в рамках программы создания
центров молодежного инновационного творчества.
Все это говорит о том, что рынок недвижимости не стоит на месте. Потребителей
уже не удовлетворяют такие обыденные вещи, как кафе, офисы, рестораны и
торговые центры. Бизнесмены находят новые нестандартные методы привлечения
покупателей и разрабатывают интересные маркетинговые ходы, оживляя интерес
клиентов. Обретут ли новые типы общественных заведений самостоятельный статус,
приживутся ли и будут ли востребованы, пока сказать трудно.
Тем временем в Петербурге появляются и другие новые форматы
недвижимости: общественные заведения как креативные площадки под открытым небом
(Новая Голландия, Ботанический сад);
музейные и научно-образовательные центры («Лабиринтум», «Умникум»,
Дворец науки и техники); новые виды мест общественного питания (Biblioteka,
Dans le Noir); магазины с дополнениями в виде баров, кафе, выставочных залов и
продолжающий развитие формат бутика (отели, офисы).